Авторизация

ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО И МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

31 января 2013, просмотров: 3904, Категория - Новости, Логистика
в избранное
ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО И МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

А. Б. Дидикин

Существующим дискуссиям о прогнозах и последствиях вступления России в ВТО 22 августа 2012 г., как правило, не хватает серьезной эмпирической основы и компетентных экспертных мнений. Такая информация в основном содержится в выступлениях и интервью руководства Министерства экономического развития РФ, и комментариях российских ученых. Очевидно, что процесс реального присоединения России к ВТО и ратификация базовых соглашений внутри организации потребует существенных изменений российского законодательства, пересмотра сложившейся экономической модели. В этом смысле экспертную оценку можно представить, анализируя конкретные сферы, которые затрагивают правила ВТО и в отношении которых российскому руководству предстоит принимать экономические и правовые решения [1].

Процесс ведения переговоров о вступлении в ВТО на протяжении 18 лет оказался чрезмерно зависимым от внешней политики договаривающихся сторон и позволил России установить для себя особый механизм и условия вступления. Это, прежде всего, переходный период, в течение которого государство сохраняет существующие формы государственной поддержки отраслей экономики, приводит в соответствие нормы законодательства с правилами ВТО и создает возможности для эффективной работы российского бизнеса в условиях конкуренции на международных рынках. Этому способствовало подписание Соглашений «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» (09.12.2010) и «О единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства» (09.12.2011) между странами Таможенного Союза накануне вступления России в ВТО. Характерным стало утверждение поэтапного сокращения мер поддержки сельского хозяйства с 9 млрд. руб. в 2012 г. до 4,4 млрд. руб. в 2018 г., предусмотренных Протоколом о вступлении России в ВТО и в Прогнозе социально-экономического развития России в 2013-2020 гг. Минэкономразвития РФ.
Экономические последствия вступления в ВТО существенно меняют параметры российской экономической модели последних лет: изменение делового и инвестиционного климата, усиление конкуренции, необходимость обеспечения транспарентности «правил игры» в экономике. Как отмечает в своих комментариях российский экономист Владислав Иноземцев «у нас в экономике такой произвол и волюнтаризм, что любое ограничение всевластия, в том числе в виде правил ВТО, - это уже хорошо. Нашей сегодняшней промышленностью на 75% владеют оффшоры. Купили в России компанию, а потом, опасаясь каких-то политических потрясений или произвола правоохранительных органов, перерегистрировали ее на оффшор. А зарабатывает она в России» [2].

Однако за общими высказываниями руководства Минэкономразвития РФ о возможности улучшения инвестиционного климата нужно видеть и новые правовые решения, полезные для России. Очевидна необходимость изменения законодательства о внешнеторговой и инвестиционной деятельности, об особых экономических зонах, таможенного и налогового законодательства, защиты интеллектуальной собственности, принятия новой редакции Гражданского кодекса с учетом различий в правовом статусе юридических лиц в России и за рубежом. Вступление в ВТО сохранит неизменными экономические отношения, скорее всего, лишь в двух сферах – в нефтегазовом и военно-промышленном комплексах.
Но уже сегодня, несмотря на критику процесса ратификации Протокола о присоединении России к ВТО, признанного соответствующим Конституции РФ в постановлении Конституционного Суда РФ от 09.07.2012, российское государство осуществило подготовительные меры: с 1 марта 2013 года планируется вступление в силу новой редакции Гражданского кодекса РФ, российский парламент одобрил федеральный закон о Фонде перспективных исследований (инновационной структуры для ВПК), реформировало таможенное законодательство Таможенного Союза, и самое главное – в процессе переговоров добилось максимально возможных барьеров для доступа на российский рынок иностранных банков и иных коммерческих структур [3].
Таким образом, изменение российского законодательства в переходный период после вступления Протокола о присоединении к ВТО, ратифицированного ФЗ от 21.07.2012 позволит в дальнейшем российской делегации участвовать в выработке правил мировой торговли товарами и услугами, и более качественной государственной поддержке тех отраслей экономики, где существенно и неожиданно возрастает конкуренция [4]. В случае возникновения торговых споров каждое государство в составе ВТО получает доступ к административному механизму разрешения споров в ВТО, который очевидно станет более эффективным в отличие от существующей российской судебной системы.

По оценкам Минэкономразвития РФ существует список некоторых стран, которые запретили или ограничили импорт российских товаров, но в ближайшее время должны снять запреты (США – удобрения, спортивное оружие, Китай – трансформаторная сталь, Киргизия – алкоголь, Украина – удобрения, Мексика – сталь, Австралия – удобрения). Он отмечает, что вступление в ВТО предполагает снижение импортного тарифа - на промышленные товары с 10% до 3%, сельскохозяйственную продукцию с 20% до 4,2%. И возникновение негативных последствий здесь зависит от того, насколько существенно тариф влияет на конкурентоспособность продукции. Кроме того, торговые отношения России и США по-прежнему затруднены неотмененной Конгрессом США «поправки Джексона-Вэника», препятствующей доступу российских компаний на американский рынок до сих пор.
Какие негативные последствия вступления в ВТО видит руководство Минэкономразвития РФ?

1. Возрастает объем государственной поддержки сельского хозяйства. Россия будет вынуждена тратить в 2 раза больше финансовых средств на поддержку сельского хозяйства. В таких условиях увеличение бюджетного финансирования государством социальной инфраструктуры и новых рабочих мест в сельской местности, стимулирование создания фермерских хозяйств, расширение возможностей использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечение новой сельхозтехникой – задачи первоочередной важности, которые существенно реформируют сельское хозяйство в «переходный период».

2. Изменяется правовой статус свободных экономических зон в Калининграде и Магадане. Они смогут работать по существующим правилам до середины 2016 года. В этом смысле создание технологического кластера и стимулирование инновационной деятельности в Калининградской области, внедрение экономических стандартов Европейского Союза может стать основой экономического эксперимента по созданию новой модели инновационной экономики в отдельно взятом регионе, где уже создана модель свободной экономической зоны. Для этого у государства есть все необходимые ресурсы и условия.
3. Таможенный Союз со странами, не входящими в состав ВТО. Россия стала единственным государством в составе ВТО, имеющая Таможенный союз со странами, не входящими в ВТО. Это требует в дальнейшем изменения норм таможенно-тарифного регулирования. Большинство изменений уже утверждено: с даты присоединения к ВТО вступил в Силу Договор о функционировании Таможенного Союза в рамках многосторонней торговой системы от 19.05.2011, вступили в силу решения Комиссии Таможенного Союза 2011 г. о применении международных стандартов к качеству продукции, условиям таможенного оформления товаров, изменения единого таможенного тарифа.

В целом переходный период после ратификации Протокола о присоединении к ВТО (от 2 до 7 лет по группам товаров и отраслям экономики) потребует формирования специального органа по взаимодействию с ВТО в существующей системе власти, в том числе для адаптации законодательства и нейтрализации возможных негативных последствий.

В Минэкономразвития РФ полагают, что для этого необходимы:
1. Мониторинг производства основных групп товаров и объема импорта этих товаров - выявление наиболее уязвимых в условиях конкуренции товарных позиций
2. При наличии возросшего импорта – применение специальных защитных мер
3. Перераспределение текущих объемов государственной поддержки
4. Льготный режим для инвестиционных проектов с участием иностранного капитала и технологий с локализацией производства
5. Ограничение доступа иностранных товаров и услуг к механизму государственных и муниципальных закупок, в том числе после введения в действие федеральной контрактной системы (что уже закреплено в Протоколе о недопустимости доступа иностранных компаний к государственным закупкам).

В зависимости от успешности реализации экономических мер Россия получает и внешнеполитические преимущества: статус равного участника в международных институтах (G-8, G-20, АТЭС); применение универсальных правил в мировой торговле; возможности реализации новых международных проектов; принятие благоприятных политических решений (например, отмена США поправки Джексона-Вэника). Таким образом, ВТО становится одним из основных внешнеэкономических стимулов к развитию российской экономики в новом десятилетии.

Примечания

1. См.: Доклад рабочей группы по присоединению России к ВТО от 16-17.11.2011; Протокол от 16.12.2011 о присоединении России к ВТО, подписанный в Женеве на VI министерской конференции.
2. См.: Иноземцев В.Л. Для России ВТО – это благо или зло? [www.inozemtsev.net]; Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система. М., 2006.
3. См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 09.07.2012 №17-П «О проверке конституционности не вступившего в силу международного договора – Протокола о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации»; проект новой редакции Гражданского кодекса РФ ко второму чтению опубликован на сайте Государственной Думы РФ, где находится и принятый обеими палатами Федерального Собрания РФ федеральный закон «О фонде перспективных исследований» [www.duma.gov.ru].
4. Федеральный закон от 21.07.2012 №126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО от 15.04.1994» [www.pravo.gov.ru].

Впервые опубликовано в сборнике трудов «Актуальные проблемы гуманитарных и социальных исследований». Новосибирск, 2012. С. 15-19.



ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО И МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ  РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Мероприятия В'ДА

Спорт

Чемпионат и Первенство России по кикбоксингу в разделе лайт-контакт, посвященных памяти Героя России Ю. С. Климова Фестиваль «Я выбираю жизнь!» «Город Чемпионов» Используя возможности спортивного маркетинга Семинар-практикум «Маркетинговая стратегия региональной спортивной организации» Всероссийский Фестиваль единоборств XII Всероссийский турнир класса «А» по боксу посвященный памяти МС СССР Дмитрия Панова Турнир по мини-футболу «Кубок ВСК-2013»