Доклад Министра транспорта РФ И.Е. ЛЕВИТИНА
[center]Доклад Министра транспорта РФ И.Е. ЛЕВИТИНА
на совещании о проекте Транспортной стратегии Российской Федерации
на период до 2030 года
22 октября 2008 г. Новосибирск
Проект Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года разработан в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2007 года в Красноярске.
Транспортная стратегия направлена на реализацию интенсивного, инновационного социально-ориентированного пути развития страны, обеспечивающего повышение конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.
В основу Стратегии положен широкий спектр документов и инициатив развития отраслей экономики и транспорта в нашей стране и за рубежом.
Обеспечена преемственность по отношению к Транспортной стратегии на период до 2020 года и к результатам реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России» на период 2010-2015 годы, а также другим ранее принятым стратегическим документам. Стратегия увязана с недавно принятой «Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года». Кроме того, на данный момент проект новой Транспортной стратегии согласован со всеми профильными министерствами и ведомствами.
Транспортная стратегия Российской Федерации в долгосрочной перспективе призвана решить те системные проблемы, которые существуют сегодня в развитии транспорта. Они представлены на слайде.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в Транспортной стратегии рассмотрены инерционный, энерго-сырьевой и инновационный сценарии развития. В качестве основы выбран инновационный сценарий. В рамках этого сценария возрастают требования к качеству транспортного обслуживания, эффективности взаимодействия всех участников транспортного рынка.
При этом существенный импульс получит развитие пассажирского транспорта общего пользования, скоростные и высокоскоростные перевозки, городской и пригородный транспорт.
Выбору в пользу инновационного сценария способствовал проведенный нами анализ международного опыта. В условиях возрастания конкуренции сегодня ни одна стране в мире не способна контролировать риски собственной экономики, не имея сильных транспортных позиций. Анализ позволил выделить наиболее существенные мировые тенденции в развитии национальных транспортных систем, определяющие развитие транспорта в передовых странах.
Для достижения этих ориентиров Транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по снижению совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышению конкурентоспособности отечественной транспортной системы, и качества транспортных услуг, усилению инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли.
Исходя из этого формулируются миссия, приоритеты, цели и задачи стратегического развития транспорта.
Миссия государства в сфере функционирования и развития транспорта определяется как создание условий (подчеркиваю - не содействие, как было в предыдущей Стратегии, а создание условий) для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.
Для создания эффективной конкурентоспособной транспортной системы необходимо формирование в стране конкурентного рынка транспортных услуг.
Важнейшее значение имеет совершенствование системы обеспечения транспортной отрасли трудовыми ресурсами. В ведении Минтранса находится 19 университетских учебных комплексов. Их развитие должно обеспечить подготовку кадров для реализации новой Транспортной стратегии.
Важное значение имеет также повышение управляемости и контролируемости развития транспорта.
В соответствии с этими направлениями развития сформирована системная структура ключевых приоритетов транспортной стратегии, целей, индикаторов, задач и механизмов ее реализации. Все это представлено на схеме в раздаточном материале.
По новому сформулированы главные целевые ориентиры Стратегии. Если в предыдущей стратегии они были направлены на решение задач восстановления, модернизации и развития транспортного комплекса, то в настоящей стратегии на первое место поставлены общесоциальные и общеэкономические стратегические целевые ориентиры, и только вслед за этим – общетранспортные и по видам транспортной деятельности.
Цели развития транспортной системы России на период до 2030 г. представлены на слайде.
Цель 1 - «Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры» предполагает объединение в единую сбалансированную систему не только самих транспортных коммуникаций, но и интегрированной системы технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, единых стандартов и единой информационной среды их технологического взаимодействия, что обеспечит оптимизацию взаимодействия.
Цель 2 - «Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны» впервые делает акцент на критериях качества транспортных услуг, что отсутствовало в предыдущих стратегических документах.
Впервые Цель 3 ставит Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами.
Цель 4 - «Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны» обеспечит расширение доступа российских поставщиков транспортных услуг на зарубежные рынки, усиление роли России в формировании международной транспортной политики и превращение экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов страны.
Цель 5 - «Повышение уровня безопасности транспортной системы» предполагает достижение уровня международных и национальных требований безопасности.
Впервые выделена Цель 6 - «Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду», которая будет способствовать достижению международных экологических стандартов.
Для всех целей сформированы индикаторы и задачи, направленные на их достижение. Они приведены на схеме в раздаточном материале.
Для оценки целевых индикаторов и ресурсного обеспечения стратегии, был сформирован прогноз объемов перевозок грузов и грузооборота, а также прогноз объемов перевозок пассажиров и пассажирооборота.
Отсюда выведены оценки объемов работ по мероприятиям и значения показателей и индикаторов. Их динамика изменения определяет этапы реализации Стратегии.
Первый этап (до 2015 года) – это завершение модернизации транспортной системы и переход к развитию по ключевым направлениям в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России».
Второй этап (2016 - 2030 годы) – интенсивное инновационное развитие транспортной системы по всем направлениям для обеспечения инновационного социально-ориентированного развития страны. Этот этап разбит на два периода – с 2016 по 2020 год и с 2021 по 2030 годы.
В результате до 2030 года протяженность автомобильных дорог общего пользования практически удвоится и достигнет 1,35 млн. км, протяженность автомагистралей и скоростных автодорог возрастет в 11 раз и составит 9 тыс. км.
Будет введено 20,7 тыс. км новых железнодорожных линий, протяженность скоростных линий увеличится в 19 раз – до 12,4 тыс. км.
Количество аэропортов гражданской авиации возрастет с 315 (в 2010 году) до 500.
Пропускная способность морских портов увеличится в 2,6 раза.
Будут сняты все ограничения пропускной способности водных путей Единой глубоководной системы европейской части России, грузооборот речных портов увеличится в 2,7 раза.
В рамках стратегии будет обеспечено формирование единого транспортного пространства страны и сбалансированное развитие транспортной системы, укрепляющее единство государства и отвечающее интересам социально-экономического развития регионов.
Для этого предусматривается комплексное развитие транспортных систем Северо-Запада, Центра, Юга России, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья, прежде всего, на направлениях основных транспортных коридоров.
В составе комплексных проектов предусматривается развитие крупных транспортных узлов – Мурманского, Новороссийского, Таманского, Находкинского, Екатеринбургского, Казанского, Калининградского, а также объектов транспортно-логистической инфраструктуры городов востока страны с самым значительным объемом накопленного инновационного потенциала –Новосибирска, Красноярска, Иркутска.
Комплексные проекты развития высокоэффективных транспортных технологий должны обеспечить рост качества транспортных услуг, сделать транспортные узлы управляющими элементами системы товародвижения.
Необходимо экспериментально отработать эти технологии, а также методики, стандарты, законодательно-правовую базу и методы госрегулирования, которые позволят тиражировать транспортные инновации на всей территории страны.
Реализация Стратегии в Федеральных округах и регионах России имеет свою специфику в зависимости от конкретных условий социально-экономического развития регионов.
Приоритетами развития транспорта в Дальневосточном федеральном округе являются: завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети - усиление Транссиба, завершение строительства БАМ и АЯМ, строительство новых железнодорожных линий, в частности, до Магадана, продолжение формирования опорной магистральной сети автомобильных дорог, развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов – на Юге Приморья, Ванино, Магадана, Петропавловска-Камчатского, портов на о. Сахалин и инфраструктуры Северного морского пути, развитие международных пограничных переходов, систем транспортно-логистического обслуживания, интенсивное развитие сети аэропортов в крупных городах, а также для региональных авиаперевозок в Республике Саха (Якутия), Чукотском автономном округе, Камчатском и Хабаровском краях, Магаданской и Сахалинской областях. Предусматривается развитие речного транспорта, реконструкция объектов на водных путях Ленского и Амурского бассейнов, превращение порта в Якутске в базовый для обеспечения Северного завоза. В Камчатском крае предусматривается реконструкция и строительство новых автомобильных дорог, показанных на карте.
Мероприятия увязаны с ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Одним из главных приоритетов в округе является также подготовка к проведению саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году.
Приоритетами развития транспорта в южных районах Сибирского федерального округа являются: дальнейшее развитие железнодорожных и автодорожных коммуникаций в полосе евроазиатского транспортного направления «Восток-Запад», включая Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, строительство новых железнодорожных линий к близлежащим месторождениям полезных ископаемых, строительство новых автомобильных дорог к населенным пунктам, реконструкция автодорог на подходах к государственной границе в южной части региона для обеспечения прямых выходов на Китай, ускоренное развитие транспортно-логистических центров, развитие инфраструктуры пассажирских перевозок в связи с повышением мобильности населения и развитием рекреационного потенциала регионов, создание на базе крупнейших аэропортов Новосибирска и Красноярска хабов для перевозок по международным и внутренним воздушным линиям, строительство метрополитенов в Омске и Красноярске.
В северных районах Сибири приоритетами является строительство и развитие меридиональных и широтных опорных железнодорожных и автодорожных направлений, а также развитие коммуникаций Северного морского пути. Для прибрежных и островных арктических районов Сибири морской транспорт останется безальтернативным видом грузового сообщения. Наряду с аэропортами крупных промышленных центров предусматривается развитие инфраструктуры региональных авиаперевозок в Таймырском и Эвенкийском автономных округах, республиках Бурятия и Тыва, Красноярском крае, Томской и Иркутской областях.
Открытие первой очереди Северного обхода Новосибирска можно считать реальным шагом в реализации Стратегии.
Предусматривается также:
° строительство обхода Читинского железнодорожного узла, второго мостового перехода через реку Обь на участке Рямы – Камень-на-Оби, реконструкция тоннелей на участке Саянская – Кошурниково и на Транссибе, электрификация участков Улан-Удэ – Наушки, Борзя – Забайкальск, Карасук – Татарская – Называевская – Коновалово, строительство ряда новых грузообразующих, социально-значимых и технологических линий, начало строительства Северо-Сибирской магистрали;
° строительство и реконструкция участков федеральных автомобильных дорог;
° развитие аэропортов Новосибирск, Красноярск, Омск и других;
° поддержание существующих габаритов судового хода на эксплуатируемых участках рек Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов, в верховьях Лены, реконструкция судоподъемника Красноярской ГЭС.
В период 2016 – 2030 годов предусматривается:
° строительство железнодорожных обходов Омского, Иркутского и Новосибирского узлов, модернизация участка Улан-Удэ – Наушки, организации скоростного движения на линиях от Новосибирска до Омска, Томска, Кемерово, Барнаула и Новокузнецка, создание Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, строительство новых грузооборазующих и технологических линий;
° реконструкция участков дорог федерального значения;
° развитие речных портов.
В Уральском федеральном округе к приоритетам относится строительство новых грузообразующих и технологических железнодорожных линий, главным образом, в рамках реализации проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный» и на севере Ямало-Ненецкого автономного округа, создание скоростного железнодорожного соединения Екатеринбург – Челябинск, увеличение пропускной способности магистральной сети железных и автомобильных дорог, развитие транспортных коммуникаций в направлении Казахстана и Китая, создание современной системы логистического обслуживания, формирование хаба на базе аэропорта «Кольцово» и развитие инфраструктуры региональных авиаперевозок в Тюменской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах.
В Центральном федеральном округе приоритетами являются создание и развитие скоростных перевозок пассажиров и грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, прежде всего, на направлениях Москва – Санкт-Петербург и Центр – Юг, а также строительство Центральной кольцевой автодороги. Большая работа проведена по подготовке комплексного развития Московского транспортного узла. Предусматривается максимальный вынос грузовой работы за его пределы с созданием необходимой инфраструктуры, в том числе логистической в Московской области и сопредельных регионах. Предусмотрено повышение пропускной способности автомобильных дорог федерального и регионального значения, создание транспортно-логистической системы для обслуживания агропромышленного комплекса, прежде всего в Центрально-Черноземном районе, развитие перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом, развитие аэропортов местного значения для осуществления внутрирегиональных авиаперевозок и как запасных для Московского узла.
Предусматривается:
° создание высокоскоростной железнодорожной линии Москва – Санкт-Петербург, скоростных пассажирских линий «Центр - Юг» и Москва – Нижний Новгород;
° строительство скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области;
° реконструкция канала им. Москвы, Москворецкой и Окской шлюзованных систем.
В период 2016 – 2030 годов предусматривается:
° строительство глубокого железнодорожного обхода Московского транспортного узла, организация скоростного движения на направлениях от Москвы до Минска, Курска, Брянска, Ярославля, Саратова;
° завершение строительства скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург, строительство скоростной автомагистрали Москва – Ростов-на-Дону - Новороссийск, реконструкция участков дорог федерального значения;
° дальнейшее развитие аэропортов Московского узла, развитие аэропортов регионального значения;
° модернизация речных грузовых и пассажирских портов.
В Южном федеральном округе приоритетами развития транспорта являются создание скоростных железнодорожных и автодорожных направлений, повышение пропускной способности сетей всех видов транспорта, строительство новых железных и автомобильных дорог, воднотранспортных межбассейновых соединений, комплексное развитие крупнейшего Новороссийского транспортного узла и формирующейся агломерации Ростов-на-Дону – Аксай – Батайск – Новочеркасск, развитие транспортной системы регионов округа, особенно Чеченской Республики и других республик Северного Кавказа, создание на территории округа транспортно-логистической инфраструктуры, увеличение мощностей всех морских портов. На воздушном транспорте предусматривается развитие аэропорта-хаба в Ростове-на-Дону, крупных аэропортов в центрах субъектов Российской Федерации, местных и курортных аэропортов. В период до 2015 года одним из главных приоритетов является подготовка к проведению в 2014 году в городе Сочи XXII зимних Олимпийских игр и Паралимпийских игр 2016 года.
В Приволжском федеральном округе приоритетами развития транспорта являются создание скоростных железнодорожных направлений от Москвы до Нижнего Новгорода и Саратова, от Самары до Саратова, Волгограда, Пензы, Саранска, повышение пропускной способности основных магистральных направлений транспортной сети. Предусматривается строительство новой железнодорожной линии Яйва – Соликамск, вторых и третьих мостовых переходов через Волгу, новых автомобильных дорог Москва – Ульяновск – Екатеринбург, Москва – Нижний Новгород – Казань – Челябинск, развитие авиатранспортной инфраструктуры с формированием хабов международных и внутренних магистральных перевозок на базе аэропортов Самары и Уфы, реконструкция гидротехнических сооружений на Волге и Каме, модернизация речных портов, создание интегрированной сети транспортно-логистических комплексов, строительство метрополитена в Уфе.
В Северо-Западном округе приоритетами являются создание и развитие скоростных перевозок пассажиров и грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, развитие морских портов Северного и Балтийского бассейнов и подходов к ним, устойчивое функционирование транспортных связей Калининградской области с другими регионами России. Развитие транспорта в Республике Коми и Ненецком автономном округе будет ориентировано на обеспечение освоения месторождений полезных ископаемых и повышения доступности транспортных услуг для населения удаленных и труднодоступных районов. Эти два региона, а также Мурманская и Архангельская области, имеют наибольшую потребность в развитии региональных авиаперевозок. Развитие внутреннего водного транспорта будет направлено на использование водных путей, главным образом Волго-Балтийского водного пути. Предполагается также комплексное развитие наиболее крупных транспортных узлов округа, включая транспортно-логистическую составляющую.
Финансирование Стратегии предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета, бюджетов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Общий прогнозный объем капитальных вложений составляет 170,6 трлн. рублей (с учетом НДС в ценах соответствующих лет).
Из них около 60% внебюджетных средств. Доля суммарных капитальных вложений на реализацию Стратегии по отношению к суммарному ВВП России составляет в среднем 4%.
Затраты на научное обеспечение реализации Транспортной стратегии составят за период 2010 – 2030 гг. 1,2 трлн. руб. в ценах соответствующих лет.
В результате реализации стратегии будут достигнуты следующие основные результаты.
С точки зрения общесоциальной значимости:
° Будет обеспечена доступность и качество транспортных услуг для всех слоев населения в соответствии с социальными стандартами, гарантирующими возможность передвижения на всей территории страны.
° Подвижность населения возрастет до 13 тысяч км на 1 человека в год, что в 2,2 раза выше показателя в 2007 г.
° Будет обеспечена постоянная круглогодичная связь с сетью автомобильных дорог для всех перспективных сельских населенных пунктов. Доля населения, не обеспеченных доступом к услугам автотранспорта общего пользования составит к 2030 году всего 2%. (в 2010 г. - 10%)
° Значительно уменьшится доля транспорта в загрязнении окружающей среды. Объем выбросов и сбросов загрязняющих вредных веществ от автотранспортного комплекса сократится на 40%, на железнодорожном транспорте – более чем в 3 раза.
Общеэкономические результаты реализации Транспортной стратегии будут состоять в следующем:
° Будет достигнут высокий конкурентный уровень удельных транспортных издержек в цене конечной продукции - снижение на 30% к 2030 году;
° Срочность, ритмичность доставки товаров достигнет уровня развитых стран и позволит бизнесу снизить складские запасы для гарантированного товарного производства до 3-6 дней;
° Предоставление бизнесу и населению полного объема необходимых высококачественных транспортных услуг обеспечит запланированные темпы роста ВВП;
° Интеграция со стратегиями и программами развития смежных отраслей - поставщиками ресурсов для развития и функционирования транспорта обеспечит стимулирование интенсивного развития смежных отраслей в экономике страны.
Общетранспортные результаты Стратегии:
° Значительно повысится производительность транспортных систем в 2 - 4 раза. Доля времени движения товаров в пути увеличится до 16-20 часов в сутки;
° Повысится фондоотдача инфраструктуры транспорта и увеличится рентабельность.
° Существенно уменьшится энергоемкость транспорта - на 30%;
° Будут созданы приоритетные конкурентные условия для национальных перевозчиков и стимулировано повышение их конкурентоспособности.
° Будут внедрены инновационные транспортные и логистические технологии, соответствующие лучшим мировым достижениям, обеспечена оптимизация технологического взаимодействия различных видов транспорта и всех участников транспортного процесса. К 2030 году сроки доставки грузов в мультимодальном сообщении сократятся на 25% по сравнению с 2007 г.
° Будет обеспечено развитие транспортной отрасли темпами, опережающими темпы роста национальной экономики.
В итоге транспортная отрасль на рубеже 2030 года станет системообразующей отраслью национальной экономики, растущей опережающими темпами. Отрасль выйдет на конкурентные позиции по уровню удельных транспортных издержек, безопасности, экологичности и качеству транспортных услуг. Будет достигнут уровень развитых стран по коммерческой скорости и своевременность доставки партий товаров, доступности транспортных услуг для населения. Формирование единого транспортного пространства, региональная и международная интеграция национальной транспортной системы обеспечат повышение эффективности транспортных услуг, рост их экспорта и более полную реализацию транзитного потенциала. Отрасль обеспечит удовлетворение всех потребностей экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами, и создаст необходимые условия для интенсивного инновационного социально-ориентированного развития страны.
Важнейшей частью стратегии являются механизмы ее реализации, которые включают:
° опережающее инновационное развитие научно-технической и технологической базы на основе передовых мировых достижений и прорывных технологий,
° совершенствование законодательно-правовой базы и методов государственного регулирования развития транспортной системы, обеспечивающих достижение целей и индикаторов стратегии;
° развитие обеспечения отрасли трудовыми ресурсами;
° создание эффективной системы управления реализацией стратегии.
Проект Транспортной стратегии прошел обсуждение в регионах и федеральных округах. Стратегия является базой для разработки региональных транспортных стратегий, программ и стратегий социально-экономического развития регионов.
Важное значение при этом имеет увязка мероприятий программ со схемами территориального планирования для регионов, областей, городов. Необходима координация всех этих составляющих. Результатом должен быть согласованный план мероприятий по реализации Транспортной стратегии.
Увязка стратегии с ресурсо-обеспечивающими отраслями определяет ее реализуемость.
Транспортная стратегия формирует значительный заказ на продукцию машиностроения. Прежде всего, это касается обеспечения отрасли современными транспортными средствами.
Для реализации Стратегии необходимы значительные ресурсы строительных материалов.
Таким образом, транспортная отрасль формирует системный заказ отраслям промышленности. С одной стороны они получают стимул к развитию, а с другой - становятся зависимыми от ритмичности реализации Транспортной стратегии и обеспечения ее другими отраслями. Необходима согласованная последовательность наращивания мощностей отраслей промышленности стройматериалов, машиностроения, образования. Она должна быть выработана в процессе реализации стратегии и включена в соответствующие отраслевые государственные стратегии и программы.
Необходима разработка программы развития отечественного производства материалов, машин и оборудования для транспортной системы.
Нужны меры государственной поддержки производителей.
Информационно-аналитическое обеспечение должна обеспечить Единая автоматизированная информационно-аналитическая система управления транспортным комплексом.
В заключение хотелось бы отметить, что представленная Транспортная стратегия является инновационной по своему характеру. Многие решения по ее реализации сегодня находятся в стадии проработки, а часть предстоит разработать в ходе выполнения.