Авторизация

Дискуссия «Готова ли сибирская логистика к международному сотрудничеству?»

3 декабря 2010, просмотров: 6009, Категория - Итоги » логистика
в избранное
Дискуссия «Готова ли сибирская логистика к международному сотрудничеству?»


Логистика Сибири имеет стратегическое значение для развития транспортной инфраструктуры страны. Транспортные пути региона обеспечивают развитие грузопотоков между двумя мировыми центрами деловой активности: Европой и Азией.

при поддержке Дискуссия «Готова ли сибирская логистика к международному сотрудничеству?»Дискуссия «Готова ли сибирская логистика к международному сотрудничеству?».....Дискуссия «Готова ли сибирская логистика к международному сотрудничеству?».....Дискуссия «Готова ли сибирская логистика к международному сотрудничеству?»

стенограмма

01.12.2010, Новосибирск


Дискуссия «Готова ли сибирская логистика к международному сотрудничеству?»

Участники:
Сергей Сергеевич Кондюрин (генеральный директор «Евросиб-Терминал-Новосибирск» - С. К.)
Андрей Юрьевич Стегниенко (заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы – А. С.)
Андрей Васильевич Похилко (директор по развитию ГК «ЭРТ» - А. П.)
Галина Александровна Фильченко (руководитель направления Российских перевозок «Интермост Логистика» - Г. Ф.)
Сергей Александрович Быкадоров (д-р экон.наук, проф. каф. «Системный анализ и управление проектами» СГУПС – С. Б.)

С. К.: «Сибирский федеральный округ и, в частности, Новосибирская область рассматриваются властями как стратегический объект в плане создания транспортной инфраструктуры. Именно в свете федеральной программы развития транспортной инфраструктуры запущен и Северный обход, и приступают потихоньку строить, так называемый, Южный (или Восточный) обход»
Предложен к обсуждению вопрос соответствия между развитием транспортной инфраструктуры области и существующим положением логистического бизнеса, который всё больше ориентируется на взаимодействие со странами АТР.
Прозвучал вопрос от А. В. Похилко по таможенному оформлению грузов, поступающих железнодорожным транспортом через переход в Забайкальске: на сегодняшний день там можно оформить только транзит, когда в Забайкальске заработает полноценный ТЛТ?
А. С.: «Здесь многое зависит и от бизнес-сообщества, ведь строительство ТЛТ – это же не просто какое-то здание, это комплекс всего: и складских помещений, и экспертно-исследовательских центров, это будет объединенный ресурс, принимаются и таможенные декларации и железнодорожные, и автомобильные, и от физических лиц, которых в день по десять тысяч человек проходит. Поэтому тут многое зависит от финансирования, от темпов строительства. Я, к примеру, месяц назад от туда вернулся – там только, что называется, первые кирпичи закладываются. Этот проект – перспективный, ближайшие год-два, боюсь, мы не сдвинемся с места в полном объеме»
С. К.: «Вообще, всё, что касается перевозок по железной дороге, тут нужно понимать, что речь идет о монополисте таможенном перевозчике (ОАО «РЖД»), и насколько я знаю, вопрос о таможенном оформлении на железнодорожном транспорте пока толком и не поднимается, потому что объемы грузов слишком большие. На мой взгляд, намного интереснее, жизненнее, это автомобильные ТЛТ. Ранее прозвучало, что есть планы строить ТЛТ с привлечением средств от бизнес-сообщества в Ташанте. Эта тема мне знакома с лета этого года, когда состоялась встреча с коллегами из Горно-Алтайска. Если посмотреть на инфраструктуру в Ташанте – это, с одной стороны, выход на Китай, но с другой стороны, это переход через Монголию в Китай: китайцы-то построят, а монголы – вряд ли. Сомнительно предлагать бизнесу строить в Ташанте ТЛТ, когда там строить-то некому, придется туда завозить всё: и строительные материалы и людей. Мы же видим, как казахи хорошо развивают свои пограничные переходы, и зачем со стороны бизнеса вкладывать деньги в Ташанту, если можно пользоваться двумя казахскими переходами».

А. С.: «Да, возможно это сейчас не так актуально, но когда всё будет отстроено переход приобретет актуальность. Тем более, что Китай эту тропинку давно пытается протоптать, и он её протопчет рано или поздно».
А. П.: «Боюсь, что в Ташанте уменьшить транзитное время по перевозке очень сложно, и перевозки могут оказаться достаточно дорогостоящими. Если, например, будет снегопад и мороз, груженая фура там не пройдет. Поэтому сезон для этого перехода будет только летом».
Г. Ф.: «Там и летом достаточно сложно проходить – дорога достаточно узкая».
С. К.: «Думаю, что пока Казахстан активно развивает пограничные переходы, для нас долгосрочность проектов в Забайкальске и Ташанте – только в минус».
Ещё один актуальный вопрос будущего – электронное таможенное декларирование.
А. С.: «Электронное декларирование продвигается хорошими темпами, уже есть указание правительства о введении электронного декларирования на сто процентов, поэтому скоро это неизбежно будет.. Думаю, что в следующем году уже запустится, по региону, например, уже порядка 40 % - это декларирование в электронном виде. Уже сегодня можно оформлять декларацию из другого города. Это, так называемое «Д2» - декларирование в сети Интернет».
А. П.: «А что происходит с декларированием внутри Таможенного союза, можно ли, например, подавать декларацию из другой страны: Казахстана или Белоруссии?»
А. С.: «Пока мы оформляемся каждый в своей стране. И это, по большей части, вопросы информационного и технического взаимодействия со странами-союзниками: если они, со своей стороны, решат эти вопросы, тогда возможность декларирования внутри союза будет реальна, но в ближайшее время этого не ожидается».
Любая отрасль – это, прежде всего, люди, и от их знаний, навыков, умения принимать решения, во многом зависит стратегическое развитие и уровень конкурентоспособности на международном рынке.
Б. С.: «Хотел бы в потоке нашего обсуждения поднять вопрос образования в области логистики. В нашем городе (Новосибирск) образование в области логистики – это новое образование. Я бы хотел обратиться к присутствующим представителям логистического рынка: у кого работники имеют специальное образование? Логистика – это экономическая специальность, и выпускников с образованием в области логистики в Новосибирске пока нет и не было. Я говорю о том, что на сегодняшний день в сфере логистики работают люди с абсолютно случайным образованием. Первый выпуск специалистов по логистике в Новосибирске, и в СФО, будет только через три года».
Г. Ф.: «Я провожу собеседования с выпускниками НИИЖТа и задаю им вопрос: что такое логистика? Они не могут ответить, начинают плавать уже на этом. А ваши студенты смогут ответить на вопрос: что такое транспортная логистика? Потому что я спрошу именно это»
Б. С.: «Словосочетание «транспортная логистика», к примеру, в Высшей школе экономики (где учебно-методическое объединение по логистике) запрещено»
С. К.: «Теория всегда несколько отличается от практики, и образование, где отсутствует понятие «транспортная логистика» для нас, как для практиков, неприемлемо»
А. П.: «Конечно, хотелось бы, чтобы образовательный план отражал потребности реальных компаний, работающих на рынке. Мы, например, у себя в компании внедряем свою систему обучения – по-другому никак»
А. С.: «По аналогии с таможенным образованием, ведь логистика – это тоже новое образование, могу сказать, что здесь многое выходит из жизни. Думаю, что теория и практика не скоро станут тождественными: пока теория и практика слишком расходятся».

Дискуссия по поводу образования и подготовки логистических кадров резюмировалась готовностью представителей рынка брать на практику студентов, получающих «правильное» образование, и помогать корректировать пробелы теории за счет своего опыта работы в данной отрасли. Что касается международного сотрудничества на логистическом рынке Сибири: очевидно, что оно есть, как очевидно и то, что ресурсной базы для него пока нет: ни полноценного информационно- технического оснащения, ни кадрового. Всё – впереди!